Героизм и слава моряков Цусимы

Героизм и слава моряков Цусимы Боевые корабли Российского флота, созданного Петром I, за два столетия участвовали в 24 крупных морских сражениях и в 23 из них одержали победу. Было проиграно только одно – Цусимское. Почему и как это произошло, а также последствия случившегося для России надо знать и помнить всегда. Это горький урок, который нельзя забывать, чтобы он вновь не повторился хотя бы в некоторых деталях.

Решающее значение для успеха в Русско-японской войне имело превосходство на море. Но царское правительство не смогло его обеспечить из-за бюрократизма, пренебрежительного отношения чиновничьего аппарата к достижениям российских ученых и инженеров в области создания и совершенствования оружия и военной техники. В Петербурге было принято решение срочно сформировать на Балтике и направить на Дальний Восток 2-ю Тихоокеанскую эскадру и 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры. Всего в состав русской эскадры входило 8 эскадренных броненосцев (3 устаревших), 1 броненосный крейсер, 3 броненосца береговой обороны, 8 крейсеров, вспомогательный крейсер, 9 миноносцев (всего 228 орудий, из них 54 калибра 203–305 мм), 6 транспортов, 2 госпитальных судна. Ее командующим был назначен начальник Главного морского штаба вице-адмирал Зиновий Рожественский. Современники характеризовали его крайне противоречиво, но совпадали в одном. Это был человек большой силы воли с поразительным умением владеть собой. Сам З. Рожественский считал, что посылать эскадру на Дальний Восток бесполезно, но переубеждать никого не стал, чтобы не говорили, будто он боится трудностей. На эскадру возлагались огромные надежды. Полагали, что она отомстит японцам за вероломное нападение на Порт-Артур, гибель «Варяга» и «Корейца», за неудачи русской армии и флота. Авторы этой идеи полагали, что, достигнув места назначения и соединившись с 1-й Тихоокеанской эскадрой, вместе они разобьют японский флот и завоюют господство на море. После чего все войска неприятеля на территории Китая, отрезанные от метрополии, вынуждены будут сдаться. Это было желаемое, а в действительности получилось по-другому. К большому сожалению, эскадру, которая через два океана шла на войну, готовили спешно, в сжатые сроки и поэтому не все делалось, как надо, а недостатки, чтобы ускорить сроки выхода, скрывали или затушевывали. Очень большие трудности возникли с комплектованием кораблей опытными офицерами, унтер-офицерами и рядовыми. Офицеров зачастую брали из мобилизованных моряков торгового флота и досрочно выпущенных из Морского кадетского корпуса, а унтер-офицеров и рядовых –из запасных и новобранцев, прибывших на корабли лишь летом 1904 года.

Младшими флагманами (командирами отрядов) были назначены контр-адмиралы Фелькерзам, командовавший учебно-артиллерийским отрядом, и Энквист – градоначальник Керчи. Ни один из них никогда не командовал отрядами боевых кораблей. Снарядов корабли получили столько, что о проведении учебно-тренировочных стрельб во время перехода не могло быть и речи. Большие трудности во время почти восьмимесячного пути (свыше 18 тысяч миль) возникали при пополнении кораблей и транспортов углем, водой и продовольствием. Некоторые государства под давлением Англии не разрешали заходить в свои порты и отказались снабжать русские корабли и суда или производить ремонтные работы. Эскадру разделили на отряды, которые шли во Владивосток различными путями. Одни, корабли с малой осадкой, шли через Средиземное море, другие, новые броненосцы, из-за большой осадки огибали Африку с юга. Кроме того, отрицательным было то, что в составе отрядов были скоростные боевые корабли и тихоходные суда, которые тормозили движение в ходе всего перехода и не давали боевым кораблям использовать в полной мере свои возможности в бою, опасаясь оставить транспорт без прикрытия. Командующий эскадрой З. Рожественский за время перехода и особенно при подходе к месту предполагаемого боя не провел ни инструктажа, ни постановки задач командирам групп кораблей на случай возможной встречи с японскими силами. На эскадре не был разработан план ведения боевых действий при встрече с противником. Вероятно полагались на то, что мы и так разобьем японцев.

Вице-адмиралом З. Рожественским было принято решение идти во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив с его естественной узостью – Цусимским проливом, вблизи которого находились многие базы японского флота. При подходе к Цусимскому проливу корабли эскадры были встречены японским кораблем разведки, который постоянно шел параллельным курсом и передавал своим силам все изменения в действиях русской эскадры, но команды об уничтожении его не последовало, и он сопровождал эскадру до начала боя. Кроме того, русские корабли соблюдали режим радиомолчания, что позволяло японцам беспрепятственно вести между собой устойчивый радиообмен.

В Цусимском проливе японцы сосредоточили основные силы флота под командованием адмирала Х. Того: 12 эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 6 канонерских лодок и кораблей береговой обороны, 24 вспомогательных крейсера, 30 больших и 33 малых миноносца (всего 910 орудий, из них 60 калибра 203–305 мм) и множество различных вспомогательных судов. По скорострельности японский флот почти в три раза превосходил русскую эскадру. 14 мая 1905 года русская эскадра, вступила в бой в самом конце своего трудного продолжительного похода, не имея никаких данных о противнике. После обнаружения японской эскадры З. Рожественский начал перестраивать боевой порядок. Флагманский корабль крейсер «Суворов» застопорил ход, а все корабли, идущие следом за ним, вынуждены были уплотнить боевой порядок. Многие корабли, чтобы не налететь друг на друга, остановились на месте. Этот неверный маневр позволил японцам вести огонь по скученным и неподвижным кораблям русской эскадры. Вскоре флагманский корабль крейсер «Суворов» в результате мощного, сосредоточенного огня японцев вышел из строя, а эскадренный броненосец «Ослябя» перевернулся и затонул. Управление кораблями эскадры было потеряно, и каждый из них самостоятельно отбивался от значительно превосходящих сил противника. Погода в тот день была пасмурной с полосами туманов, и корабли часто теряли друг друга из виду. Бой то затихал, то разгорался вновь. Все экипажи русских кораблей вели его до последней возможности, предпочитая смерть японскому плену. Так, броненосец «Адмирал Ушаков» получил большие повреждения и отстал от своей колонны. Командир корабля капитан I ранга В. Н. Миклухо-Маклай решил самостоятельно прорываться во Владивосток, но был окружен броненосными крейсерами японцев, которые подняли сигнал, предлагавший сдаться в плен. Русский броненосец сражался до последнего снаряда, а когда все возможное к сопротивлению было исчерпано, командир корабля приказал открыть кингстоны и погиб вместе с кораблем. В Цусимском сражении ярко проявились высокие боевые качества и величие духа русских офицеров и матросов. На эскадренном броненосце «Сысой Великий» был пробит и затоплен погреб с боеприпасами. Артиллерийский кодуктор Долинин и матрос I статьи Молоков по очереди ныряли в воду, доставая из затопленного помещения снаряды, и подавали их к орудию, из которого вели огонь по врагу. Можно приводить десятки примеров бесстрашия, преданности России, героического исполнения своего воинского долга во славу российского флага и Отечества.

Однако одного героизма матросов и офицеров было недостаточно. Экономическая и техническая отсталость страны, неподготовленность к войне, крупные просчеты командования армии и флота привели царскую Россию к позорному миру. В ходе сражения было убито свыше 5 тысяч человек, сдалось и интернировано 27 боевых кораблей. Из всей эскадры во Владивосток прорвались лишь крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». Быстроходный крейсер «Изумруд» оторвался от преследования, вошел в залив Св. Владимира, где в темноте в южной бухте у левого берега сел на мель. Не зная обстановки и опасаясь захвата судна японцами, командир решил взорвать корабль. Экипаж крейсера достиг Владивостока по суше.

С уничтожением флота исчезла для России последняя надежда на победу в этой войне. Как уже не единожды, морская сила оказала свое решающее влияние на развитие истории. В результате войны силы японцев были на исходе, а финансовые кредиты израсходованы прежде всего на новое вооружение и новые корабли. Поставленная цель войны так и не была достигнута, но правительство страны не поддалось требованиям толпы о продолжении войны, а, оценив обстановку, решилось на заключение мира.

23 августа (5 сентября) 1905 года был заключен Портсмутский мирный договор. О том, как он был заключен и на каких условиях, следует хоть очень кратко, но все же остановиться.

В одном из отечественных кинофильмов красноармеец Федор Иванович Сухов сказал: «Восток – дело тонкое!..» Реально, после Цусимского сражения, дойдя до предела, обе стороны пришли к необходимости разойтись по-мирному, но тут в восточные проблемы вмешалась третья сторона, небескорыстный посредник – Соединенные Штаты Америки, с ее двуликим президентом Т. Рузвельтом, который, чтобы ослабить и унизить Россию на международной арене и получить влияние над Страной восходящего солнца, заверил японцев в необходимости требовать максимально больших уступок и контрибуций от России, в то же время доверительно внушал русскому царю Николаю II, что Япония готовит вторжение и захват всего Дальнего Востока. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно быстрее полностью выполнить все требования японской стороны и подписать все условия предложенного Японией договора, чтобы не потерять все Приморье и Восточную Сибирь. Договор был незамедлительно подписан графом С. Ю. Витте – главой русской делегации после 20-дневных переговоров в американском Портсмуте. За это в прессе он получил прозвище «короля всех дипломатов». По многим важным для России положениям в ходе переговоров царь доверительно советовался с американским послом в России, тот передавал Т. Рузвельту, а от него обо всем узнавали японцы и добивались максимального удовлетворения своих требований. По договору русское правительство признало «особые» интересы Японии в Корее, уступило ей южную часть острова Сахалин (до 50-й параллели), отказалось от права на аренду Квантунского полуострова с Порт-Артуром и Южно-Маньчжурской железной дорогой и ежегодно получала от России большую контрибуцию. Япония в результате войны завоевала новые источники сырья и рынки сбыта.

Казалось бы, после проведения такой «тонкой игры» и огромного выигрыша для Японии она должна была на долгие годы быть самым благодарным другом США. Но дружба таких «скорпионов» продолжалась до 7 декабря 1941 года, когда Япония внезапно нанесла удар в спину своему благодетелю и, уничтожив в порту Перл-Харбор его тихоокеанскую армаду, стала владычицей тихоокеанских просторов, но не надолго. Американцы же не остались в долгу у своего «лучшего друга» и у атолла Мидуэй, в начале июня 1942 года, разгромили японскую армаду, а в 1945 году поставили две большие кляксы в их «нежной дружбе», стерев с лица Земли два мирных японских города: Хиросиму и Нагасаки. Вот уж воистину тонкое это дело – Восток. Здесь и двуличие, и обман, и предательство, и коварство, и все это с милой улыбкой на лице «лучших друзей». Так и хочется пожелать нашим дальневосточникам хорошо помнить уроки прошлого и быть всегда бдительными, помнить красноармейца Федора Ивановича Сухова – мудрый был человек.

Опыт Русско-японской войны оказал большое влияние на дальнейшее развитие средств вооруженной борьбы на море и на суше. Остро встали вопросы артиллерийского вооружения кораблей, создания качественно новых приборов управления стрельбой, совершенствования различных проектов кораблей, их скорости хода и маневренности, минного и торпедного оружия, средств связи, полевой артиллерии и пулеметов, инженерного оборудования позиций и особенно вопросов военного искусства. Резко возросла численность армии и, соответственно, ее оперативная ширина и глубина, а также ее потребности в тыловом обеспечении. В результате обобщения опыта боевых действий в 1908–1910 годах была проведена реорганизация армии и флота, принят и введен в жизнь Устав 1912 года.

В 1910 году майор Саксонского генерального штаба Леффлер о событиях этого периода в «Стратегических и тактических уроках Русско-японской войны» писал:
«…Беспечность к будущему, недостаток сознания долга… отсутствие чувства ответственности перед своей совестью и народом… не могли не отразиться на армии…»

В. Юхимчук

Другие статьи


Новости

Сотрудники «Союза Маринс Групп» совместно с ветеранами морской пехоты передали помощь детскому дому в Донецке  
Сотрудники «Союза Маринс Групп» совместно с ветеранами морской пехоты передали помощь детскому дому в Донецке

22 March 2024

 
День памяти Героя России Сергея Фирсова и разведгруппы «Малина»  
День памяти Героя России Сергея Фирсова и разведгруппы «Малина»

21 February 2024

 
Память кавалера ордена Мужества Андрея Сошелина почтили в Нижнем Новгороде  
Память кавалера ордена Мужества Андрея Сошелина почтили в Нижнем Новгороде

15 February 2024

 
Все новости

Рубрики

Последние статьи

 

Первый командир полка морской пехоты Краснознаменного Черноморского флота  
Первый командир полка морской пехоты Краснознаменного Черноморского флота

Рубрика: Они служили в морской пехоте

 
Военизированный лагерь «Дельфин» принимал нижегородских школьников  
Военизированный лагерь «Дельфин» принимал нижегородских школьников

Рубрика: Вести общественных организаций

 
Честь имею!  
Честь имею!

Рубрика: Офицер XXI века

 
При перепечатке или использовании редакционных материалов в электронных СМИ ссылка на «Морской пехотинец» обязательна.


Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность информации в рекламных материалах.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением авторов. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы.

© «Союз Маринс Групп»

Почтовый адрес редакции:


129110, г. Москва, ул. Щепкина д. 8, офис № 504

(495) 608-94-37, (495) 971-45-54

E-mail: redaktor@mpeh.ru

По вопросам размещения рекламы на сайте

морпехи | морская пехота | морские пехотинцы | союз маринс групп
Наши партнеры
Морская пехота России   БГАРФ Боевое братство журнал Служба и служение